С начала 1960-х гг. в СССР активизировалась борьба с инакомыслием, ее формы и методы становились более разнообразными. Принятый 27 октября 1960 г. Верховным Советом РСФСР новый УК РСФСР, вступивший в силу 1 января 1961 г., значительно расширил понятие «общественно опасных деяний, представляющих особую опасность для общества» (ст. 70 «Антисоветская агитация и пропаганда», ст. 190 «Преступления против порядка управления»[1]). Статьей 209 устанавливалась ответственность за уклонение от общественно полезного труда («тунеядство»).
В Ленинграде 13 февраля 1964 г. был арестован поэт И. Бродский. «Дело Бродского» рассматривалось в Дзержинском районном суде Ленинграда пять дней. В итоге будущий нобелевский лауреат был осужден за «тунеядство» на пять лет ссылки. В 1964-1965 гг. он отбывал наказание в деревне Норинской Коношского района Архангельской области. В феврале 1966 г. состоялся публичный судебный процесс над московскими писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем (псевдонимы – Абрам Терц и Николай Аржак). Их обвинили в написании и передаче для напечатания за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй». По предъявленной писателям ст. 70 УК РСФСР Ю. Даниэль был приговорен к пяти годам лишения свободы, А. Синявский – к семи. Процесс имел большой общественный резонанс: в защиту подсудимых были подписаны 22 петиции, подписи под которыми поставили около 80 тыс. чел. В 1968 г. организован «процесс четырех»: Ю. Галанскова, А. Гинзбурга, А. Добровольского и
В. Лашкову обвинили в распространении в СССР и передаче на Запад литературы антисоветского содержания. Осужденных приговорили к 5-7 годам заключения. В 1967-1968 гг. организован судебный процесс над членами Всероссийского социал-христианского союза освобождения народов, отвергавшего коммунистическую систему. Пункт программы этой организации, гласивший, что «освобождение народов от коммунистического ига может быть достигнуто только вооруженной борьбой. Для полной победы народу необходима своя подпольная армия освобождения, которая свергнет диктатуру и разгромит охранные отряды олигархии», позволил следственным органам и КГБ расценить союз как террористическое формирование. Его лидеров И. Огурцова и А. Садо осудили на 15 лет. В августе 1968 г. были арестованы участники демонстрации протеста против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию К. Бабицкий, Л. Богораз, П. Литвинов, В. Дремлюга и В. Файнберг. Им были предъявлены обвинения по ст. 190 УК РСФСР. Судебная коллегия по уголовным делам Мосгорсуда 9-10 октября 1968 г. приговорила участников акции к лишению свободы сроком от 3 до 5 лет.
Заметные изменения в организации борьбы с неугодными власти людьми произошли с назначением в 1967 г. на должность председателя КГБ СССР секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова. По его инициативе в структуре КГБ было создано специальное управление по борьбе с внутренней оппозицией и диссидентами. Стали нормой аналитические записки КГБ в ЦК КПСС о настроениях среди молодежи, творческой и научной интеллигенции, анализ самиздатовских публикаций и т.п. Судебные преследования инакомыслящих все чаще заменялись административными мерами (увольнение с работы, отказ в праве выехать за границу, объявление невменяемыми и последующая изоляция в психиатрическую больницу[2]). Власть, не прибегая к суду, не привлекала внимания мировой общественности к данной проблеме. Представители диссидентского движения в ответ создали в мае 1969 г. Инициативную группу защиты прав человека, расследовавшую факты нарушения прав человека и требовавшую освобождения политзаключенных. Так, в 1969 г. в ООН были переданы списки о 63 заключенных, содержавшихся в местах лишения свободы и психиатрических больницах. В связи с арестом руководителей группы П. Якира и В. Красина ее деятельность летом 1972 г. была прекращена. В ноябре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Его учредителями стали В. Чалидзе, А. Твердохлебов, А. Сахаров и И. Шафаревич, экспертами признаны А. Есенин-Вольпин и Б. Цукерман, корреспондентами – А. Солженицын и А. Галич. Одним из основных направлений деятельности комитета стала разработка вопросов, связанных со статусом лиц, признанных психически больными, «тунеядцами», «политзаключенными».
Очередной виток психиатрических репрессий и арестов инакомыслящих произошел в начале 1970-х гг. Новой Инструкцией по неотложной госпитализации психически больных, представляющих общественную опасность, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 26 августа 1971 г., психиатры наделялись правом насильственной госпитализации лиц, «представляющих общественную опасность», без согласия родственников больного. Пациентами спецпсихбольниц в начале 1970-х гг. являлись П. Григоренко, В. Гершуни, Н. Горбаневская и др. В 1972-1974 гг. начались массовые аресты диссидентов в Москве, Ленинграде, союзных республиках. В 1973 г. были лишены советского гражданства многие правозащитники: Ж. Медведев, А. Синявский, А. Якобсон, В. Чалидзе. Высылка из страны стала новой формой борьбы властей с инакомыслящими. В феврале 1974 г. был вынужден покинуть родину А.И. Солженицын. В связи с массовыми арестами прекратил работу Комитет прав человека. В эти сложные годы лидером и идеологом диссидентского движения в СССР стал А.Д. Сахаров. Имя академика в 1973 г. было исключено из официальных публикаций. После его интервью корреспондентам западных газет с требованием вывода советских войск из Афганистана указом ПВС СССР от 8 января 1980 г. Сахаров был лишен звания Героя Социалистического Труда и всех правительственных наград. В административном порядке он был депортирован из Москвы в Горький 22 января 1980 г. Возвращен из ссылки в декабре 1986 г.
По подсчетам Р.А. Медведева, с 1967 по 1982 гг. по «чисто» политическим статьям УК РСФСР было арестовано около 10 тыс. чел. Еще несколько тысяч оказались в местах заключения или ссылки как «националисты», «религиозники», «тунеядцы» и нарушители паспортного режима. Общеизвестно, что «идеи арестовать нельзя». Внедренные инакомыслящими в общественное сознание в годы «перестройки» и в постсоветский период они получили дальнейшее развитие.