Реорганизация судебного управления в начале 1960-х гг. была обусловлена ликвидацией в 1956 г. Министерства юстиции СССР и упразднением в 1957-1963 гг. республиканских министерств юстиции (в РСФСР и УССР в 1963 г.). Функции последних были возложены на верховные суды союзных республик и юридические комиссии при их правительствах. Областные суды стали выступать в качестве судов первой инстанции, кассационных органов и органов руководства низовыми (районными и городскими) судами. Высшим судебным органом страны оставался Верховный суд СССР, осуществлявший надзор за деятельностью всех судов страны.
Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность решения о ликвидации Министерства юстиции была очевидна и подтверждена временем, в постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР от 30 июля 1970 г. «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» было указано на необходимость его воссоздания. Указом ПВС СССР от 31 августа 1970 г. союзно-республиканское Министерство юстиции СССР было восстановлено и предусмотрено создание министерств в союзных республиках. Так, Минюст РСФСР был образован указом ПВС РСФСР от 24 сентября 1970 г. В сентябре – октябре 1970 г. аналогичные министерства были воссозданы в остальных союзных республиках.
В составе Минюста СССР были созданы управления: общих судов, военных трибуналов, систематизации законодательства и подготовки законопроектов, правовой работы в народном хозяйстве; отделы: по вопросам правовой пропаганды и правового воспитания граждан, нотариата и загсов, адвокатуры и др.
По Положению о Министерстве юстиции СССР от 21 марта 1972 г. его важнейшими задачами являлись: организационное руководство судами, содействие совершенствованию их деятельности, систематизация и подготовка предложений по кодификации законодательства, методическое руководство и координация работы по пропаганде правовых знаний. Ведомству поручалось руководство адвокатурой, нотариатом, органами ЗАГС, подготовкой кадров судебных и следственных органов, учреждений юстиции. Министерство юстиции каждой союзной республики подчинялось республиканскому Совету министров и Минюсту СССР, выполняло в пределах республики те же функции, что и общесоюзное ведомство.
В 1960-1970-е гг. юридическими комиссиями при Совмине СССР, правительствах союзных республик (с начала 1970-х гг. при министерствах юстиции) и Верховным Советом СССР проведена значительная кодификационная работа. Так, 8 декабря 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, а в течение 1963-1964 гг. – гражданские и гражданско-процессуальные кодексы во всех союзных республиках. В 1968 г. появились Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, в 1969 г. – Основы исправительно-трудового законодательства, в 1973 г. – Основы законодательства о народном образовании, 1977 г. – Основы лесного законодательства и др. Вслед за появлением общесоюзных основ законодательства в республиках были приняты соответствующие кодексы и законы. В целях совершенствования советской законодательной базы постановлениями ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совмина СССР от 2 сентября 1976 г. и 23 марта 1978 г. предписывалось подготовить и издать Свод законов СССР. Работу над ним планировалось завершить к 1985 г. Всего с 1981 по 1989 гг. было издано 11 томов этого официального издания Президиума Верховного Совета СССР и Совмина СССР.
К началу 1960-х гг. система судов была приведена в соответствие с принятыми в 1958 г. Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. В 1960 г. утверждены законы о судоустройстве в союзных республиках. Так, Законом о судоустройстве РСФСР от 27 октября 1960 г. закреплялись две системы судебных органов: союзная (Верховный суд СССР, военные трибуналы) и республиканская (верховные суды РСФСР и автономных республик, областные, краевые, городские и районные народные суды).
Серьезное внимание уделялось воздействию общественности на нарушителей общественного порядка, основной формой которого являлись товарищеские суды, создаваемые на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах и совхозах для рассмотрения дел о совершении аморальных поступков, нарушениях дисциплины и т.п. Положением о товарищеских судах, утвержденным указом ПВС РСФСР от 3 июля 1961 г., они наделялись полномочиями рассматривать имущественные споры между гражданами на сумму до 50 руб., дела об административных правонарушениях и преступлениях, не представлявших большой общественной опасности (мелком хулиганстве, спекуляции и пр.). Во исполнение постановления ПВС СССР от 8 февраля 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности товарищеских судов» во всех союзных республиках были приняты Положения о товарищеских судах (в РСФСР – 11 марта 1977 г., в БССР – 29 марта 1977 г. и т.д.). В них закреплялось создание товарищеских судов на общественных началах по производственному и территориальному принципу. Их члены избирались на два года открытым голосованием на общих собраниях. Товарищеские суды могли применять следующие меры воздействия: публичное извинение потерпевшему или коллективу, предупреждение, порицание, общественный выговор (в том числе с опубликованием в печати), денежный штраф (до 50 руб.), постановка вопроса перед руководителем предприятия о переводе нарушителя трудовой дисциплины на нижеоплачиваемую работу (или о его увольнении).
Большое значение для системы правосудия имело принятие 7 октября 1977 г. новой Конституции СССР, закрепившей судебную систему, сложившуюся к эпохе «развитого социализма»: «В СССР действуют Верховный суд СССР, Верховные суды союзных республик, Верховные суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных силах». Эта система без серьезных изменений просуществовала до конца 1980-х гг.
В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. народные судьи районных (городских) судов стали избираться на 10 лет вышестоящими Советами народных депутатов (краевыми, областными, городскими и окружными), в союзных республиках – верховными советами республик. Народные заседатели избирались на пять лет открытым голосованием на собраниях граждан по месту их жительства или работы. Судьи и народные заседатели обязывались периодически отчитываться за свою деятельность перед избравшими их органами или избирателями. Досрочный отзыв судей и заседателей допускался в случаях, если они не оправдывали доверия, совершали недостойные проступки или освобождались от исполнения обязанностей по уважительным причинам (длительная болезнь, семейные обстоятельства).
С принятием 23 июня 1980 г. новой редакции «Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик», деятельность судов в РСФСР стала регламентироваться Законом о судоустройстве от 8 июля 1981 г.
В состав районных (городских) народных судов входили председатель, судьи и народные заседатели. При этих судах состояли судебные исполнители, приводившие в исполнение решения, определения и постановления по гражданским делам, а также по уголовным делам в части имущественных взысканий.
Краевые, областные, городские суды (Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик), суды автономных областей и автономных округов являлись судами республиканского уровня и рассматривали дела, не подсудные народным судам, и выступали в качестве надзорной инстанции над ними. Надзор осуществлялся путем рассмотрения в надзорном и кассационном порядке дел, решенных народными судами, проверки законности их решений, приговоров и постановлений. Структура этих судов включала: судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, президиум и аппарат суда. При рассмотрении дела по первой инстанции участвовали судья и два народных заседателя. Кассационное дело разбиралось тремя судьями. Количественный состав президиума определялся исполкомом совета и включал председателя, его заместителей и судей. На заседаниях обязательно присутствовал прокурор. К компетенции президиума относились: рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на приговоры, решения и постановления нижестоящих судов, кассационные определения судебных коллегий, материалы обобщения судебной практики, дела о дисциплинарных проступках судей.
Верховный суд автономной республики, избираемый ее Верховным Советом, в качестве высшего судебного органа осуществлял надзор за деятельностью всех народных судов на территории республики, обладал правом законодательной инициативы. Надзор за его деятельностью осуществлял Верховный суд союзной республики, организационное обеспечение – республиканский Минюст.
Верховный суд союзной республики избирался республиканским Верховным Советом в составе председателя, его заместителей, членов суда и народных заседателей. Его структура включала: судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, президиум (за исключением Белорусской ССР) и пленум. Коллегии в пределах своих полномочий рассматривали дела в качестве суда первой инстанции в кассационном и надзорном порядке. Президиум имел организационные полномочия (организация работы судебных коллегий, материалы обобщения судебной практики и т.п.) и рассматривал дела в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам и по протестам на решения, приговоры, определения и постановления судебных коллегий. Пленум, созывавшийся 3-4 раза в год, являлся высшим надзорным органом республики (за исключением РСФСР, где таковым был президиум Верховного суда). В союзных республиках, не имевших краевого и областного деления (Армянская, Латвийская, Литовская, Молдавская и Эстонская ССР), верховные суды рассматривали все дела, превышающие подсудность народных судов, могли изъять любое дело из нижестоящего суда и принять к производству по первой инстанции. Верховные суды союзных республик обладали законодательной инициативой, являлись кассационной и надзорной инстанцией для всех нижестоящих судов. Надзор за их деятельностью возлагался на Верховный суд СССР, организационное обеспечение – на общесоюзное Министерство юстиции.
Назначение, задачи, полномочия и структура Верховного суда СССР определялись Конституцией СССР (1977), Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (1980) и законом СССР «О Верховном суде СССР», принятым 30 ноября 1979 г. Новый закон о высшем судебном органе страны устанавливал, что Верховный суд СССР обладает правом законодательной инициативы, выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам. Он разрешал в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР. Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет в составе председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. В его штат входили председатели верховных судов союзных республик. Он действовал в составе Пленума и трех коллегий: по гражданским делам, уголовным делам и военной. Пленум рассматривал в порядке надзора дела по протестам Председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора СССР, рассматривал материалы обобщения судебной практики и статистики, утверждал составы судебных коллегий, секретаря Пленума, научно-консультативный совет, заслушивал отчеты председателей судебных коллегий, доклады председателей верховных судов союзных республик. Судебные коллегии в качестве первой инстанции рассматривали дела исключительной важности, в порядке надзора – протесты на решения верховных судов союзных республик, разрешали споры между судами союзных республик о месте рассмотрения дел. Военная коллегия считалась судом первой инстанции для дел исключительной важности, подсудных военным трибуналам, а также выступала как кассационный суд по их приговорам и рассматривала в порядке надзора протесты на их решения по прочим делам.
Деятельность военных трибуналов регламентировалась Конституцией СССР, Положением о военных трибуналах от 28 декабря 1958 г. (в ред. от 25 июня 1980 г.), законодательством СССР и законами той республики, на территории которой они находились. Военные трибуналы создавались в округах, армиях, воинских соединениях, гарнизонах, флотах, в группах войск. Им были подсудны все дела о преступлениях военнослужащих.
В 1988 г. в ст. 152 Конституции СССР были внесены изменения, предусматривавшие выбор судей вышестоящими советами сроком на 10 лет. Законом СССР от 4 августа 1989 г. «О статусе судей в СССР» определены основные гарантии независимости судей и народных заседателей, ключевые направления организации их деятельности (выборы, права и обязанности), закреплен десятилетний срок судейских полномочий, установлены квалификационные классы для судей. Указами ПВС РСФСР от 6 декабря 1989 г. утверждены Положения о порядке созыва и проведении конференций судей судов РСФСР, порядке выборов и организации деятельности квалификационных коллегий судей, текст Присяги судей.