В конце 1970-х – 1980-е гг. большой общественный резонанс в СССР вызвала серия уголовных разбирательств об экономических и коррупционных злоупотреблениях в Узбекской ССР, известных под собирательным названием «хлопковое (или “Узбекское”) дело». Всего было возбуждено 800 уголовных дел, по которым осуждено свыше 4 тыс. чел., обвиненных в приписках, взятках и хищениях. При этом не все они были непосредственно связаны с хлопковой промышленностью.
Первые попытки расследования дел о коррупции в УзССР относятся к середине 1970-х гг. Тогда по личному распоряжению Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева расследование было приостановлено. После его смерти, в 1982 г., с приходом к власти Ю.В. Андропова, длительный период возглавлявшего КГБ СССР, расследование дел в Узбекистане получило новый импульс. В феврале 1983 г. Политбюро ЦК КПСС приняло постановление о расследовании злоупотреблений в хлопководстве Узбекистана и поручило Прокуратуре СССР создать следственную комиссию. В апреле 1983 г. эта комиссия во главе с Т.Х. Гдляном и Н.В. Ивановым приступила к работе. После произведенной в начале 1984 г. серии арестов ряда руководителей хлопкоочистительных объединений и директоров хлопкозаводов, в июне, расследование поручили
В.И. Калиниченко.
Далее расследование «Узбекского дела» было продолжено в годы перестройки. В 1987-1988 гг. было произведено несколько «громких» арестов. Из числа арестованных осуждены: к высшей мере наказания бывший министр хлопкоочистительной промышленности Узбекистана В. Усманов, начальник Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности Бухарской области А. Музафаров; к разным срокам лишения свободы первый заместитель министра внутренних дел СССР Ю.М. Чурбанов (зять Л.И. Брежнева), первый секретарь ЦК КП Узбекистана И.Б. Усманходжаев и др.
После появления в деле материалов о причастности к коррупции отдельных членов Политбюро ЦК КПСС (Е.К. Лигачева, В.В. Гришина и др.) в центральной прессе появились публикации с критикой методов работы Т.Х. Гдляна и возглавляемой им группы. В связи с этим 24 марта 1989 г. была создана специальная комиссия ЦК КПСС для проверки фактов «о нарушениях законности при расследовании дел о коррупции в Узбекской ССР». Аналогичная комиссия сформирована и при Президиуме Верховного Совета СССР. Обе комиссии пришли к выводу, что следственной группой допущены «нарушения социалистической законности». В мае 1989 г. Прокуратура СССР возбудила уголовное дело по обвинению Т.Х. Гдляна и Н.В. Иванова в нарушениях законности при проведении расследований в Узбекистане. Поскольку обвиняемые являлись народными депутатами СССР, Генпрокурор СССР направил на I Съезд народных депутатов СССР представление о даче согласия на привлечение их к уголовной ответственности. В июне 1989 г. по решению съезда была создана Комиссия для проверки материалов, связанных с деятельностью следственной группы во главе с Т.Х. Гдляном. В апреле 1990 г. Верховный Совет СССР, рассмотрев отчет этой комиссии, принял по нему постановление, согласно которому осудил признанные бездоказательными «заявления Т.Х. Гдляна и Н.В. Иванова, порочащие Верховный Совет СССР, отдельных народных депутатов». Верховный Совет СССР выступил с инициативой лишения их депутатской неприкосновенности, но, отклонив представление Генпрокурора СССР о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности Т.Х. Гдляна и Н.В. Иванова, дал согласие на их увольнение из органов прокуратуры. Уголовное дело против Т.Х. Гдляна было прекращено лишь в августе 1991 г.
Таковы в общих чертах особенности развития органов юстиции в 1960-1980-е гг. и итоги борьбы с инакомыслием и коррупцией в СССР в данный период.