Традиционно в истории органов советской юстиции выделяются четыре этапа: первый – с 1917 по 1936 г., период господства республиканских наркоматов юстиции; второй – с 1936 по 1956 г., централизация управления и руководство органами юстиции Наркоматом (Министерством) юстиции СССР; третий – с 1956 по 1970 г., децентрализация управления и передача функций управления в республиканские судебные органы; четвертый – с 1970 по 1991 г., централизованное управление органами юстиции через Министерство юстиции СССР.

Органы советской юстиции в 1960-1980-е гг.

Реорганизация судебного управления в начале 1960-х гг. была обусловлена ликвидацией в 1956 г. Министерства юстиции СССР и упразднением в 1957-1963 гг. республиканских министерств юстиции (в РСФСР и УССР в 1963 г.). Функции последних были возложены на верховные суды союзных республик и юридические комиссии при их правительствах. Областные суды стали выступать в качестве судов первой инстанции, кассационных органов и органов руководства низовыми (районными и городскими) судами. Высшим судебным органом страны оставался Верховный суд СССР, осуществлявший надзор за деятельностью всех судов страны.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность решения о ликвидации Министерства юстиции была очевидна и подтверждена временем, в постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР от 30 июля 1970 г. «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» было указано на необходимость его воссоздания. Указом ПВС СССР от 31 августа 1970 г. союзно-республиканское Министерство юстиции СССР было восстановлено и предусмотрено создание министерств в союзных республиках. Так, Минюст РСФСР был образован указом ПВС РСФСР от 24 сентября 1970 г. В сентябре – октябре 1970 г. аналогичные министерства были воссозданы в остальных союзных республиках.

 

В составе Минюста СССР были созданы управления: общих судов, военных трибуналов, систематизации законодательства и подготовки законопроектов, правовой работы в народном хозяйстве; отделы: по вопросам правовой пропаганды и правового воспитания граждан, нотариата и загсов, адвокатуры и др.

По Положению о Министерстве юстиции СССР от 21 марта 1972 г. его важнейшими задачами являлись: организационное руководство судами, содействие совершенствованию их деятельности, систематизация и подготовка предложений по кодификации законодательства, методическое руководство и координация работы по пропаганде правовых знаний. Ведомству поручалось руководство адвокатурой, нотариатом, органами ЗАГС, подготовкой кадров судебных и следственных органов, учреждений юстиции. Министерство юстиции каждой союзной республики подчинялось республиканскому Совету министров и Минюсту СССР, выполняло в пределах республики те же функции, что и общесоюзное ведомство.

В 1960-1970-е гг. юридическими комиссиями при Совмине СССР, правительствах союзных республик (с начала 1970-х гг. при министерствах юстиции) и Верховным Советом СССР проведена значительная кодификационная работа. Так, 8 декабря 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, а в течение 1963-1964 гг. – гражданские и гражданско-процессуальные кодексы во всех союзных республиках. В 1968 г. появились Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, в 1969 г. – Основы исправительно-трудового законодательства, в 1973 г. – Основы законодательства о народном образовании, 1977 г. – Основы лесного законодательства и др. Вслед за появлением общесоюзных основ законодательства в республиках были приняты соответствующие кодексы и законы. В целях совершенствования советской законодательной базы постановлениями ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совмина СССР от 2 сентября 1976 г. и 23 марта 1978 г. предписывалось подготовить и издать Свод законов СССР. Работу над ним планировалось завершить к 1985 г. Всего с 1981 по 1989 гг. было издано 11 томов этого официального издания Президиума Верховного Совета СССР и Совмина СССР.

К началу 1960-х гг. система судов была приведена в соответствие с принятыми в 1958 г. Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. В 1960 г. утверждены законы о судоустройстве в союзных республиках. Так, Законом о судоустройстве РСФСР от 27 октября 1960 г. закреплялись две системы судебных органов: союзная (Верховный суд СССР, военные трибуналы) и республиканская (верховные суды РСФСР и автономных республик, областные, краевые, городские и районные народные суды).

Серьезное внимание уделялось воздействию общественности на нарушителей общественного порядка, основной формой которого являлись товарищеские суды, создаваемые на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах и совхозах для рассмотрения дел о совершении аморальных поступков, нарушениях дисциплины и т.п. Положением о товарищеских судах, утвержденным указом ПВС РСФСР от 3 июля 1961 г., они наделялись полномочиями рассматривать имущественные споры между гражданами на сумму до 50 руб., дела об административных правонарушениях и преступлениях, не представлявших большой общественной опасности (мелком хулиганстве, спекуляции и пр.). Во исполнение постановления ПВС СССР от 8 февраля 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности товарищеских судов» во всех союзных республиках были приняты Положения о товарищеских судах (в РСФСР – 11 марта 1977 г., в БССР – 29 марта 1977 г. и т.д.). В них закреплялось создание товарищеских судов на общественных началах по производственному и территориальному принципу. Их члены избирались на два года открытым голосованием на общих собраниях. Товарищеские суды могли применять следующие меры воздействия: публичное извинение потерпевшему или коллективу, предупреждение, порицание, общественный выговор (в том числе с опубликованием в печати), денежный штраф (до 50 руб.), постановка вопроса перед руководителем предприятия о переводе нарушителя трудовой дисциплины на нижеоплачиваемую работу (или о его увольнении).

Большое значение для системы правосудия имело принятие 7 октября 1977 г. новой Конституции СССР, закрепившей судебную систему, сложившуюся к эпохе «развитого социализма»: «В СССР действуют Верховный суд СССР, Верховные суды союзных республик, Верховные суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных силах». Эта система без серьезных изменений просуществовала до конца 1980-х гг.

В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. народные судьи районных (городских) судов стали избираться на 10 лет вышестоящими Советами народных депутатов (краевыми, областными, городскими и окружными), в союзных республиках – верховными советами республик. Народные заседатели избирались на пять лет открытым голосованием на собраниях граждан по месту их жительства или работы. Судьи и народные заседатели обязывались периодически отчитываться за свою деятельность перед избравшими их органами или избирателями. Досрочный отзыв судей и заседателей допускался в случаях, если они не оправдывали доверия, совершали недостойные проступки или освобождались от исполнения обязанностей по уважительным причинам (длительная болезнь, семейные обстоятельства).

С принятием 23 июня 1980 г. новой редакции «Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик», деятельность судов в РСФСР стала регламентироваться Законом о судоустройстве от 8 июля 1981 г.

В состав районных (городских) народных судов входили председатель, судьи и народные заседатели. При этих судах состояли судебные исполнители, приводившие в исполнение решения, определения и постановления по гражданским делам, а также по уголовным делам в части имущественных взысканий.

Краевые, областные, городские суды (Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик), суды автономных областей и автономных округов являлись судами республиканского уровня и рассматривали дела, не подсудные народным судам, и выступали в качестве надзорной инстанции над ними. Надзор осуществлялся путем рассмотрения в надзорном и кассационном порядке дел, решенных народными судами, проверки законности их решений, приговоров и постановлений. Структура этих судов включала: судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, президиум и аппарат суда. При рассмотрении дела по первой инстанции участвовали судья и два народных заседателя. Кассационное дело разбиралось тремя судьями. Количественный состав президиума определялся исполкомом совета и включал председателя, его заместителей и судей. На заседаниях обязательно присутствовал прокурор. К компетенции президиума относились: рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на приговоры, решения и постановления нижестоящих судов, кассационные определения судебных коллегий, материалы обобщения судебной практики, дела о дисциплинарных проступках судей.

Верховный суд автономной республики, избираемый ее Верховным Советом, в качестве высшего судебного органа осуществлял надзор за деятельностью всех народных судов на территории республики, обладал правом законодательной инициативы. Надзор за его деятельностью осуществлял Верховный суд союзной республики, организационное обеспечение – республиканский Минюст.

Верховный суд союзной республики избирался республиканским Верховным Советом в составе председателя, его заместителей, членов суда и народных заседателей. Его структура включала: судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, президиум (за исключением Белорусской ССР) и пленум. Коллегии в пределах своих полномочий рассматривали дела в качестве суда первой инстанции в кассационном и надзорном порядке. Президиум имел организационные полномочия (организация работы судебных коллегий, материалы обобщения судебной практики и т.п.) и рассматривал дела в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам и по протестам на решения, приговоры, определения и постановления судебных коллегий. Пленум, созывавшийся 3-4 раза в год, являлся высшим надзорным органом республики (за исключением РСФСР, где таковым был президиум Верховного суда). В союзных республиках, не имевших краевого и областного деления (Армянская, Латвийская, Литовская, Молдавская и Эстонская ССР), верховные суды рассматривали все дела, превышающие подсудность народных судов, могли изъять любое дело из нижестоящего суда и принять к производству по первой инстанции. Верховные суды союзных республик обладали законодательной инициативой, являлись кассационной и надзорной инстанцией для всех нижестоящих судов. Надзор за их деятельностью возлагался на Верховный суд СССР, организационное обеспечение – на общесоюзное Министерство юстиции.

Назначение, задачи, полномочия и структура Верховного суда СССР определялись Конституцией СССР (1977), Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (1980) и законом СССР «О Верховном суде СССР», принятым 30 ноября 1979 г. Новый закон о высшем судебном органе страны устанавливал, что Верховный суд СССР обладает правом законодательной инициативы, выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам. Он разрешал в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР. Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет в составе председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. В его штат входили председатели верховных судов союзных республик. Он действовал в составе Пленума и трех коллегий: по гражданским делам, уголовным делам и военной. Пленум рассматривал в порядке надзора дела по протестам Председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора СССР, рассматривал материалы обобщения судебной практики и статистики, утверждал составы судебных коллегий, секретаря Пленума, научно-консультативный совет, заслушивал отчеты председателей судебных коллегий, доклады председателей верховных судов союзных республик. Судебные коллегии в качестве первой инстанции рассматривали дела исключительной важности, в порядке надзора – протесты на решения верховных судов союзных республик, разрешали споры между судами союзных республик о месте рассмотрения дел. Военная коллегия считалась судом первой инстанции для дел исключительной важности, подсудных военным трибуналам, а также выступала как кассационный суд по их приговорам и рассматривала в порядке надзора протесты на их решения по прочим делам.

Деятельность военных трибуналов регламентировалась Конституцией СССР, Положением о военных трибуналах от 28 декабря 1958 г. (в ред. от 25 июня 1980 г.), законодательством СССР и законами той республики, на территории которой они находились. Военные трибуналы создавались в округах, армиях, воинских соединениях, гарнизонах, флотах, в группах войск. Им были подсудны все дела о преступлениях военнослужащих.

В 1988 г. в ст. 152 Конституции СССР были внесены изменения, предусматривавшие выбор судей вышестоящими советами сроком на 10 лет. Законом СССР от 4 августа 1989 г. «О статусе судей в СССР» определены основные гарантии независимости судей и народных заседателей, ключевые направления организации их деятельности (выборы, права и обязанности), закреплен десятилетний срок судейских полномочий, установлены квалификационные классы для судей. Указами ПВС РСФСР от 6 декабря 1989 г. утверждены Положения о порядке созыва и проведении конференций судей судов РСФСР, порядке выборов и организации деятельности квалификационных коллегий судей, текст Присяги судей.

ГОСУДАРСТВЕНЫЙ АРБИТРАЖ

17 августа 1970 г. утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совмине СССР. На его основе разработаны Положения о республиканских и местных органах Госарбитража. В РСФСР такой документ принят 3 декабря 1960 г. В соответствии с ним во главе республиканского Госарбитража стоял Главный арбитр, назначавшийся Совмином РСФСР. Структуру Госарбитража РСФСР составляли коллегия, отделы (государственных арбитров, надзора, обобщения арбитражной практики и инструктажа, общий), группа кодификации. Местными органами являлись госарбитражи при совминах АССР, краевых и областных исполкомах Советов депутатов трудящихся.

Новым Положением о Государственном арбитраже при Совете министров СССР от 17 января 1974 г. данный орган был преобразован в союзно-республиканский. Все нижестоящие арбитражи, составлявшие единую систему, оказались в двойном подчинении: Госарбитража СССР и органов исполнительной власти, при которых они действовали (советах министров союзных и автономных республик, краевых и областных исполкомах Советов). При этом решения нижестоящих арбитражей могли в порядке надзора пересматриваться вышестоящими арбитражами.

Конституция СССР 1977 г. впервые предусмотрела арбитраж в системе органов государственного управления. Его главной задачей провозглашалось обеспечение защиты прав и интересов предприятий, учреждений и организаций при решении хозяйственных споров. При этом арбитраж рассматривался как специфический административный орган с чертами третейского суда.

В СССР арбитраж существовал в двух видах: государственный, разрешавший споры организаций различных министерств и ведомств, и ведомственный, разрешавший споры организаций в рамках одного министерства (ведомства). Также действовали Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате (являлся третейским судом, разрешал споры, возникавшие при осуществлении внешнеэкономической деятельности) и Морская арбитражная комиссия (выполняла аналогичные функции, связанные с торговым мореплаванием). Ведомственные арбитражи функционировали в структуре всех министерств, занимавшихся хозяйственной деятельностью, и действовали согласно положениям, утвержденным органами, при которых они были созданы. Система Госарбитража регулировалась законом СССР от 30 ноября 1979 г. «О Государственном арбитраже в СССР».

16 апреля 1988 г. Совмин СССР утвердил новое Положение о Госарбитраже СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Этими актами была закреплена единая система органов Госарбитража: Государственный арбитраж СССР; го- сарбитражи союзных, автономных республик, краев и областей. Госар- битражи городов, автономных округов и областей могли создаваться Президиумом Верховного Совета республики по согласованию с Госарбитражем СССР. Каждое звено этой системы возглавлялось Главным государственным арбитром, назначаемым на должность на пять лет соответствующим органом (и подотчетным ему): Верховным Советом СССР, союзной (автономной) республики; краевым, областным или городским Советом народных депутатов. Госарбитраж СССР преобразован в Высший арбитражный суд СССР 26 декабря 1990 г. Его председателем назначен В.Ф. Яковлев. Закон СССР «О Высшем арбитражном суде СССР» был принят 17 мая 1991 г., но 26 декабря того же года данный суд ликвидирован в связи с прекращением существования СССР.

ПРОКУРАТУРА СССР

Конституция СССР 1977 г. заложила основу для внесения изменений в организацию органов прокуратуры. Функции прокуратуры определились как высший надзор за законностью в деятельности органов государственного управления (кроме Совмина), колхозов, общественных организаций, граждан. Принципу независимости прокуратуры от местных органов соответствовал такой важный конституционный принцип, как строгая централизация управления прокурорской системы, непосредственная подотчетность Генерального прокурора СССР Верховному Совету СССР, в период между сессиями последнего его Президиуму. Конституция закрепила право Генпрокурора СССР на законодательную инициативу в Верховном Совете СССР и установила пятилетний срок полномочий прокуроров всех уровней.

Закон о Прокуратуре СССР, принятый 30 ноября 1979 г., конкретизировал основные направления прокурорского надзора: общий надзор, надзор за расследованием преступлений, уголовное преследование, поддержание государственного обвинения в судах, надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, в местах лишения свободы и др. Впервые законодательно закреплялась единая централизованная система органов прокуратуры, возглавляемая Генпрокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Одной из важнейших задач органов прокуратуры провозглашалась охрана конституционных прав и свобод граждан. Заметным нововведением стало наделение Генпрокурора СССР правом требовать отмены или изменения принятого Пленумом Верховного суда СССР решения в случае обнаружения его несоответствия закону.

По постановлению ПВС СССР от 29 мая 1980 г. в структуру Генеральной прокуратуры СССР входили: коллегия, Главное следственное управление, управления (общего надзора, по надзору за рассмотрением уголовных дел в судах, кадров, финансово-хозяйственное, управление делами), отделы (по надзору: за следствием в органах госбезопасности, рассмотрением гражданских дел в судах, исполнением законов на транспорте и о несовершеннолетних, соблюдением законности в ИТУ; отделы систематизации и пропаганды советского законодательства, статистики, писем, организационно-контрольный), приемная и Главная военная прокуратура.

Прокуратуры союзных и автономных республик, краев и областей возглавлялись соответствующими прокурорами, которых назначал Генеральный прокурор СССР. Прокуроры автономных округов, районов и городов назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР.

В структуру Генпрокуратуры СССР входила военная прокуратура, деятельность которой регламентировалась Положением о военной прокуратуре от 4 августа 1981 г. Главный военный прокурор назначался Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Генпрокурора СССР. В Главной военной прокуратуре была образована коллегия, состав которой утверждал Генпрокурор СССР по представлению Главного военного прокурора. Ее структура и штаты устанавливались Генпрокурором СССР совместно с министром обороны СССР. Структура и штаты военных прокуратур первого (на уровне армий, флотилий, гарнизонов) и второго (по видам Вооруженных сил СССР, округов, групп войск и флотов) звена учреждались соответственно Главным военным прокурором и Генеральным штабом Вооруженных сил СССР.

Согласно ст. 12 закона СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР» были организованы транспортная прокуратура, действовавшая на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (на уровне областей и районов), и прокуратура за соблюдением законов в ИТУ (в ведении областной или союзной прокуратуры).

Природоохранные прокуратуры, созданные в 1989 г., действовали в различных регионах страны (на правах областных, межрайонных и районных) в целях осуществления надзора за исполнением природоохранного законодательства.

В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию СССР в декабре 1988 г., был образован Комитет конституционного надзора. Его председателем назначен С.С. Алексеев. Целью создания органа конституционной юстиции стало обеспечение соответствия актов государственных органов и общественных организаций Конституции СССР, охрана конституционных прав граждан СССР и демократических основ советского общества. Функции комитета закрепил закон СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР». Ликвидация данного комитета связана с роспуском СССР 26 декабря 1991 г.

Значительно расширил сферу прокурорского надзора, включив в предмет надзора законность деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий, массовых движений, закон СССР от 26 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления».

АДВОКАТУРА

Основами законодательства о судоустройстве СССР (1958) было установлено, что коллегии адвокатов функционируют на основании республиканских положений об адвокатуре. В 1960-1962 гг. такие нормативные акты были приняты во всех союзных республиках. Структуру и систему функционирования адвокатского сообщества в РСФСР определило Положение об адвокатуре, утвержденное Верховным советом РСФСР 25 июля 1962 г. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения. В РСФСР действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов. Они осуществляли свою деятельность под контролем отделов юстиции, исполкомов советов депутатов трудящихся. Общее руководство возлагалось на Минюст республики. Коллегиальными органами руководства адвокатской деятельностью были общие собрания (конференции) коллегии адвокатов, президиумы коллегии и ревизионные комиссии. Основными формами адвокатской деятельности являлись судебное представительство и юридическая консультативная помощь. Учитывая особое внимание государства к работе адвокатов в качестве юрисконсультов, Положение закрепило за ними обязанность оказания юридической помощи не только гражданам, но и государственным предприятиям, организациям, совхозам и колхозам. Для осуществления правовой помощи при каждой коллегии адвокатов создавались юридические консультации. По решению общего собрания членов коллегии часть заработанных адвокатами средств (до 30% суммы гонораров) отчислялась в фонд коллегии.

Новый этап в развитии адвокатуры связан с принятием Конституции СССР 1977 г. Впервые ее статус был определен в Основном законе, организация и порядок деятельности регламентированы общесоюзным законодательством. Законом СССР «Об адвокатуре СССР» от 30 ноября 1979 г. вносилось единообразие в принципы организации и деятельности адвокатуры всех союзных республик. Основной задачей адвокатуры провозглашалось «оказание юридической помощи гражданам и организациям». Для адвокатов вводилось обязательное высшее юридическое образование, закреплялись гарантии их прав на сбор доказательств.

На базе общесоюзного закона было разработано и принято Верховным советом РСФСР 20 ноября 1980 г. Положение об адвокатуре РСФСР, детально регламентировавшее организацию и деятельность адвокатуры в пределах республики. Она была призвана «содействовать охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе… исполнения советских законов… уважению к правам, чести и достоинству других лиц…». С отдельными изменениями и дополнениями (о правах и обязанностях адвокатов, порядке оплаты их труда) документ действовал до издания в Российской Федерации нового закона об адвокатуре.

С 1990 г. Минюст СССР начал выдавать лицензии на право организации юридических кооперативов вне адвокатских коллегий. Для обеспечения правовой защищенности адвокатов в феврале 1989 г. был создан Союз адвокатов СССР. Он сыграл важнейшую роль в объединении адвокатов союзных республик СССР, повышении авторитета адвокатуры, сохранении ее независимости. Однако в связи с распадом СССР встал вопрос о ликвидации или преобразовании этого союза.

НОТАРИАТ

С упразднением в 1963 г. республиканских министерств юстиции нотариат был передан в ведение краевых и областных судов. Указом ПВС РСФСР от 30 сентября 1965 г. утверждено новое Положение о государственном нотариате РСФСР, которым совершение нотариальных действий закреплялось за государственными нотариальными конторами, а в населенных пунктах, где таковые отсутствовали, за исполкомами районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся. В 1972 г., вскоре после воссоздания Министерства юстиции СССР и Министерства юстиции РСФСР, руководство нотариатом на местах перешло в ведение создаваемых отделов юстиции исполкомов краевых и областных Советов.

На основе обобщения многолетней нотариальной практики и с учетом изменений общественного развития страны 19 июля 1973 г. принят закон СССР «О государственном нотариате». Документ содержал нормы о задачах и организации нотариальных органов, принципах их деятельности, компетенции нотариусов, общих правилах совершения нотариальных действий, применении законодательства СССР к иностранным гражданам. В соответствии с ним 2 августа 1974 г. принят закон РСФСР «О государственном нотариате», а в 1975 г. разработаны и утверждены Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР и Инструкция о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов. С переходом к рыночным отношениям, развитием предпринимательства, международной экономической деятельности, ростом гражданского оборота, возникла необходимость реформирования нотариата. Приказом Министерства юстиции РСФСР от 6 января 1987 г. была утверждена новая Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, действовавшая до возрождения в России в 1993 г. независимого нотариата.

БОРЬБА С ИНАКОМЫСЛИЕМ – оппозиция и диссиденты –  ПЕЧАЛЬНЫЕ страницы истории

С начала 1960-х гг. в СССР активизировалась борьба с инакомыслием, ее формы и методы становились более разнообразными. Принятый 27 октября 1960 г. Верховным Советом РСФСР новый УК РСФСР, вступивший в силу 1 января 1961 г., значительно расширил понятие «общественно опасных деяний, представляющих особую опасность для общества» (ст. 70 «Антисоветская агитация и пропаганда», ст. 190 «Преступления против порядка управления»[1]). Статьей 209 устанавливалась ответственность за уклонение от общественно полезного труда («тунеядство»).

В Ленинграде 13 февраля 1964 г. был арестован поэт И. Бродский. «Дело Бродского» рассматривалось в Дзержинском районном суде Ленинграда пять дней. В итоге будущий нобелевский лауреат был осужден за «тунеядство» на пять лет ссылки. В 1964-1965 гг. он отбывал наказание в деревне Норинской Коношского района Архангельской области. В феврале 1966 г. состоялся публичный судебный процесс над московскими писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем (псевдонимы – Абрам Терц и Николай Аржак). Их обвинили в написании и передаче для напечатания за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй». По предъявленной писателям ст. 70 УК РСФСР Ю. Даниэль был приговорен к пяти годам лишения свободы, А. Синявский – к семи. Процесс имел большой общественный резонанс: в защиту подсудимых были подписаны 22 петиции, подписи под которыми поставили около 80 тыс. чел. В 1968 г. организован «процесс четырех»: Ю. Галанскова, А. Гинзбурга, А. Добровольского и

В. Лашкову обвинили в распространении в СССР и передаче на Запад литературы антисоветского содержания. Осужденных приговорили к 5-7 годам заключения. В 1967-1968 гг. организован судебный процесс над членами Всероссийского социал-христианского союза освобождения народов, отвергавшего коммунистическую систему. Пункт программы этой организации, гласивший, что «освобождение народов от коммунистического ига может быть достигнуто только вооруженной борьбой. Для полной победы народу необходима своя подпольная армия освобождения, которая свергнет диктатуру и разгромит охранные отряды олигархии», позволил следственным органам и КГБ расценить союз как террористическое формирование. Его лидеров И. Огурцова и А. Садо осудили на 15 лет. В августе 1968 г. были арестованы участники демонстрации протеста против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию К. Бабицкий, Л. Богораз, П. Литвинов, В. Дремлюга и В. Файнберг. Им были предъявлены обвинения по ст. 190 УК РСФСР. Судебная коллегия по уголовным делам Мосгорсуда 9-10 октября 1968 г. приговорила участников акции к лишению свободы сроком от 3 до 5 лет.

Заметные изменения в организации борьбы с неугодными власти людьми произошли с назначением в 1967 г. на должность председателя КГБ СССР секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова. По его инициативе в структуре КГБ было создано специальное управление по борьбе с внутренней оппозицией и диссидентами. Стали нормой аналитические записки КГБ в ЦК КПСС о настроениях среди молодежи, творческой и научной интеллигенции, анализ самиздатовских публикаций и т.п. Судебные преследования инакомыслящих все чаще заменялись административными мерами (увольнение с работы, отказ в праве выехать за границу, объявление невменяемыми и последующая изоляция в психиатрическую больницу[2]). Власть, не прибегая к суду, не привлекала внимания мировой общественности к данной проблеме. Представители диссидентского движения в ответ создали в мае 1969 г. Инициативную группу защиты прав человека, расследовавшую факты нарушения прав человека и требовавшую освобождения политзаключенных. Так, в 1969 г. в ООН были переданы списки о 63 заключенных, содержавшихся в местах лишения свободы и психиатрических больницах. В связи с арестом руководителей группы П. Якира и В. Красина ее деятельность летом 1972 г. была прекращена. В ноябре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Его учредителями стали В. Чалидзе, А. Твердохлебов, А. Сахаров и И. Шафаревич, экспертами признаны А. Есенин-Вольпин и Б. Цукерман, корреспондентами – А. Солженицын и А. Галич. Одним из основных направлений деятельности комитета стала разработка вопросов, связанных со статусом лиц, признанных психически больными, «тунеядцами», «политзаключенными».

Очередной виток психиатрических репрессий и арестов инакомыслящих произошел в начале 1970-х гг. Новой Инструкцией по неотложной госпитализации психически больных, представляющих общественную опасность, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 26 августа 1971 г., психиатры наделялись правом насильственной госпитализации лиц, «представляющих общественную опасность», без согласия родственников больного. Пациентами спецпсихбольниц в начале 1970-х гг. являлись П. Григоренко, В. Гершуни, Н. Горбаневская и др. В 1972-1974 гг. начались массовые аресты диссидентов в Москве, Ленинграде, союзных республиках. В 1973 г. были лишены советского гражданства многие правозащитники: Ж. Медведев, А. Синявский, А. Якобсон, В. Чалидзе. Высылка из страны стала новой формой борьбы властей с инакомыслящими. В феврале 1974 г. был вынужден покинуть родину А.И. Солженицын. В связи с массовыми арестами прекратил работу Комитет прав человека. В эти сложные годы лидером и идеологом диссидентского движения в СССР стал А.Д. Сахаров. Имя академика в 1973 г. было исключено из официальных публикаций. После его интервью корреспондентам западных газет с требованием вывода советских войск из Афганистана указом ПВС СССР от 8 января 1980 г. Сахаров был лишен звания Героя Социалистического Труда и всех правительственных наград. В административном порядке он был депортирован из Москвы в Горький 22 января 1980 г. Возвращен из ссылки в декабре 1986 г.

По подсчетам Р.А. Медведева, с 1967 по 1982 гг. по «чисто» политическим статьям УК РСФСР было арестовано около 10 тыс. чел. Еще несколько тысяч оказались в местах заключения или ссылки как «националисты», «религиозники», «тунеядцы» и нарушители паспортного режима. Общеизвестно, что «идеи арестовать нельзя». Внедренные инакомыслящими в общественное сознание в годы «перестройки» и в постсоветский период они получили дальнейшее развитие.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ и КОРРУПЦИОННЫЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ

В конце 1970-х – 1980-е гг. большой общественный резонанс в СССР вызвала серия уголовных разбирательств об экономических и коррупционных злоупотреблениях в Узбекской ССР, известных под собирательным названием «хлопковое (или “Узбекское”) дело». Всего было возбуждено 800 уголовных дел, по которым осуждено свыше 4 тыс. чел., обвиненных в приписках, взятках и хищениях. При этом не все они были непосредственно связаны с хлопковой промышленностью.

Первые попытки расследования дел о коррупции в УзССР относятся к середине 1970-х гг. Тогда по личному распоряжению Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева расследование было приостановлено. После его смерти, в 1982 г., с приходом к власти Ю.В. Андропова, длительный период возглавлявшего КГБ СССР, расследование дел в Узбекистане получило новый импульс. В феврале 1983 г. Политбюро ЦК КПСС приняло постановление о расследовании злоупотреблений в хлопководстве Узбекистана и поручило Прокуратуре СССР создать следственную комиссию. В апреле 1983 г. эта комиссия во главе с Т.Х. Гдляном и Н.В. Ивановым приступила к работе. После произведенной в начале 1984 г. серии арестов ряда руководителей хлопкоочистительных объединений и директоров хлопкозаводов, в июне, расследование поручили

В.И. Калиниченко.

Далее расследование «Узбекского дела» было продолжено в годы перестройки. В 1987-1988 гг. было произведено несколько «громких» арестов. Из числа арестованных осуждены: к высшей мере наказания бывший министр хлопкоочистительной промышленности Узбекистана В. Усманов, начальник Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности Бухарской области А. Музафаров; к разным срокам лишения свободы первый заместитель министра внутренних дел СССР Ю.М. Чурбанов (зять Л.И. Брежнева), первый секретарь ЦК КП Узбекистана И.Б. Усманходжаев и др.

После появления в деле материалов о причастности к коррупции отдельных членов Политбюро ЦК КПСС (Е.К. Лигачева, В.В. Гришина и др.) в центральной прессе появились публикации с критикой методов работы Т.Х. Гдляна и возглавляемой им группы. В связи с этим 24 марта 1989 г. была создана специальная комиссия ЦК КПСС для проверки фактов «о нарушениях законности при расследовании дел о коррупции в Узбекской ССР». Аналогичная комиссия сформирована и при Президиуме Верховного Совета СССР. Обе комиссии пришли к выводу, что следственной группой допущены «нарушения социалистической законности». В мае 1989 г. Прокуратура СССР возбудила уголовное дело по обвинению Т.Х. Гдляна и Н.В. Иванова в нарушениях законности при проведении расследований в Узбекистане. Поскольку обвиняемые являлись народными депутатами СССР, Генпрокурор СССР направил на I Съезд народных депутатов СССР представление о даче согласия на привлечение их к уголовной ответственности. В июне 1989 г. по решению съезда была создана Комиссия для проверки материалов, связанных с деятельностью следственной группы во главе с Т.Х. Гдляном. В апреле 1990 г. Верховный Совет СССР, рассмотрев отчет этой комиссии, принял по нему постановление, согласно которому осудил признанные бездоказательными «заявления Т.Х. Гдляна и Н.В. Иванова, порочащие Верховный Совет СССР, отдельных народных депутатов». Верховный Совет СССР выступил с инициативой лишения их депутатской неприкосновенности, но, отклонив представление Генпрокурора СССР о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности Т.Х. Гдляна и Н.В. Иванова, дал согласие на их увольнение из органов прокуратуры. Уголовное дело против Т.Х. Гдляна было прекращено лишь в августе 1991 г.

Таковы в общих чертах особенности развития органов юстиции в 1960-1980-е гг. и итоги борьбы с инакомыслием и коррупцией в СССР в данный период.